Чувствуете, что «забуксовал» Ваш бизнес? Даже появилась тенденция к снижению выручки и общему ухудшению финансового положения? Конечно, Вы объясняете это неблагоприятными внешними условиями, изменениями в экономике в целом и ждете, когда все встанет не прежние рельсы. Не нужно ждать! Прежних условий не будет – нельзя войти в одну и ту же воду дважды. Нужно меняться самим. Малый бизнес наиболее адаптивен, и это его свойство нужно использовать.
В условиях общего экономического спада емкость рынка снижается, и обязательно кому – то придется свернуть свой бизнес, но пусть это будете не Вы. Поэтому встает задача, как при уменьшении покупательской способности потребителей сделать так, что бы те, кто способен и готов платить за определенный товар или услугу, предпочел именно Ваш товар, Вашу услугу. Нужны действия, проекты, которые повысят привлекательность Вашей фирмы в сравнении с другими. Меняйтесь организационно, структурно, используйте новые методы управления, ставьте новые цели, перепрофилируйте свою деятельность, и результат может превзойти все ожидания. Не нужно видеть источник своих проблем только во внешней среде.
Даже в условиях относительной экономической стабильности фирмы разоряются, особенно часто малые и средние, потому что они функционируют, как правило, в условиях более жесткой конкуренции. Это происходит потому, что добившись определенного успеха, фирма начинает работать по инерции. На стадии создания предприятия собственник и руководитель предприятия ставит цель закрепиться на рынке, выйти на безубыточный объем продаж и окупить первоначальные затраты. В дальнейшем старается ничего не менять. Так как бизнес работает и приносит прибыль – зачем ему мешать. Но фирма уже изменилась сама – увеличился штат работников, возрос документооборот, изменились финансовые потоки в сравнении с начальным этапом. Тот стиль управления и та организационная структура, которые обеспечивали успех в прошлом, уже не соответствуют новым условиям. Изменились так же и потребители и конкуренты. Наступил, так называемый «стратегический кризис» — нужно менять стратегию. Нужны проекты, направленные на наращивание мощностей, диверсификацию деятельности. В дальнейшем, когда предприятие еще работает с прибылью, но она ниже ожидаемой, нам кажется, что это временное явление, и ситуация должна выправиться. Но само по себе этого не произойдет – наступил, скорее всего, «кризис успеха». Используйте «финансовый пузырь», которым еще обладаете, возможности кредитования вашего бизнеса банками. Когда наступит кризис ликвидности, то есть полная потеря платежеспособности, может оказаться уже поздно.
Таким образом, Вы и Ваш бизнес должны меняться постоянно. Но эти изменения будут эффективными, если они хорошо продуманны, целенаправленны, имеют организационное и финансово – экономическое обоснование. В этом Вам поможет бизнес-планирование. Грамотный бизнес-план является и хорошим Вашим аргументом в банке в пользу предоставления кредита на организацию и развитие бизнеса, для привлечения деловых партнеров с их финансовыми ресурсами и производственным потенциалом.
В разных ситуациях требования к бизнес-плану тоже разные. В бизнес-плане «для себя» важно объективно смоделировать организационно-экономический механизм реализации проекта и соответствующие ему денежные потоки с учетом возможных вариантов протекания событий и рисков. В бизнес-плане для деловых партнеров ценным является не только эффективность проекта в целом, но и учет интереса непосредственно партнера и выгодности его участия. Банк предъявляет особые требования к бизнес-плану. Его интересуют гарантии погашения долга. Чем выше запас прочности проекта, тем привлекательнее он для кредитования. Поэтому банк особое внимание уделяет качеству расчетно-аналитической составляющей проекта. Насколько серьезное отношение разработчика к бизнес-плану, настолько серьезно его отношение и к самому бизнесу. От качества работ, проведенных в прединвестиционный период зависит успех проекта.